Уголок аудитора

Персональный сайт аудитора

Какую роль играют Комментарии к Модели Конвенции ОЭСР в толковании соглашений об избежании двойного налогообложения.

Как показывает арбитражная практика, при рассмотрении налоговых споров по сделкам с участием нерезидентов – стран, с которыми Российская Федерация заключила Соглашения об избежании двойного налогообложения, судьи нередко ссылаются на Комментарии к Модели Конвенции по налогу на доход и на капитал в странах ОЭСР (см. Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 14 декабря 2010 г. N КА-А40/15642-10 по делу N А40-144495/09-108-1067)

Между тем, Российская Федерация не входит в состав стран-участниц ОЭСР, так почему же российский арбитражный суд основывает свои выводы на этом документе?

Дело в том, что Модель Конвенции ОЭСР лежит в основе типового «Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества», на основе которого Российской Федерацией заключено большинство двусторонних налоговых соглашений. Остальные Соглашения составлены на базе Модели Конвенции ООН.
Именно потому, что в основе любого международного налогового соглашения находится та или иная Модель, их тексты столь схожи по стилю, содержанию и структуре документа.

Необходимость применения единой Модели в Соглашениях оставляют без рассмотрения многочисленные вопросы, которые могут возникать на практике. Это связано не только с отсутствием детализации по многим конкретным ситуациям, но и с изменениями в национальных налоговых законодательствах, которые более подвижны, нежели международные договора – ведь они заключаются однажды и на многие годы. В результате финансовые ведомства стран участников международных соглашений вынуждены давать толкования по возникающим практическим ситуациям. Причем, эти толкования должны обеспечить единообразный методологический и правовой подход к рассматриваемым проблемам. Как раз для этого и выпускаются официальные комментарии, которые по каждой статье разъясняют их положения, приводя примеры и анализ наиболее распространенных спорных ситуаций.

В отличии от самой Модели Конвенции, Комментарии к ним достаточно часто обновляются и учитывают позицию стран не только участниц ОЭСР, но и стран, не входящих в эту международную организацию. Так, например, в настоящее время в Комментариях имеется раздел «Позиция стран, не входящих в ОЭСР», которая отсутствовала в первой редакции Комментариев (1963 год). В этом разделе представлена позиция и Российской Федерации по тем ситуациям, по которым у России имеются иное мнение, чем в положениях Комментариев.
Несмотря на то, что Комментарии носят рекомендательный характер, но их правовой статус много выше (хотя и не определён), чем у рекомендаций, так как в них выражена позиция не отдельных экспертов, а представителей официальных государственных органов и отражают позицию национальных налоговых служб.

Юридически обязывающий статус Комментарии получают, если государства включают такое условие непосредственно в протоколах двусторонних соглашений. Учитывая неопределенность правового статуса Комментариев, именно по этому пути пошли многие страны включая в конкретные налоговые соглашения, положения о применении или возможности применения Комментариев при их толковании.
В противном случае, обязательными к применению Комментарии при толковании налоговых соглашений становятся при одновременном соблюдении следующих четырех условий:

  • оба государства являются членами ОЭСР;
  • оба государства проголосовали в поддержку принятия рекомендации Совета ОЭСР, утверждающей, что Модель Ковенции ОЭСР толкуется и объясняется Комментариями при заключении новых договоров или при пересмотре уже существующих;
  • двустороннее налоговое соглашение между договаривающимися государствами основано на Модели Конвенции ОЭСР,
  • ни одна из сторон «договора» не сделала оговорку в Комментариях или не уведомила другую договаривающую сторону, в которой выражает отказ от применения Комментарий при толковании налогового соглашения.

Имеются такие оговорки или не имеются в Протоколах к двусторонним соглашениям, но известно, что Министерство финансов РФ часто строит свою позицию в разъяснениях и письмах по вопросам двойного налогообложения на принятых Комментариях к Модели Конвенции. Хотя еще раз следует оговорить, что не всегда можно проследить прямую юридическую связь между Комментариями и межгосударственными налоговыми соглашениями.

Сб, Июнь 29 2013 » ─ Налог на прибыль, Администрирование

Login